Непонятный заледеневший мир, воздушная тюрьма, кружащаяся вокруг исполинского ледяного Столпа, сотни узников, обреченных на одиночное заключение, странный шепот в голове… Именно сюда угодил обычный человек из нашего мира: тот, кого позднее назовут Гниловозом.
Если вы сейчас скажете, что мною были тупо скопированы куски из аннотации, я отвечу, что тогда Альбрехт Дюрер тупо скопировал серой и белой краской руки молящегося на синем куске грунтованной бумаги и отправил в галерею Альбертина, чтобы попасть в ТОП художников.
Но не будем сейчас подробно останавливаться на том, какие еще существуют способы попасть в ТОПы, скажу лишь, что великая сила искусства литературной критики как раз и заключается в умении выбрать правильные куски из произведения Дема Михайлова, чтобы затем препарировать всё это ржавым скальпелем циничной экспертизы.
Итак, на первый взгляд рецепт успеха «Перекрестка одиночества» крайне прост: взять одну треть «Графа Монте-Кристо», добавить одну треть «Робинзона Крузо» и «Белого Безмолвия», обильно сдобрить потоком сознания в стиле «Улисса», затем всё взболтать, но не смешивать.
Попробуйте сами. Но потом не удивляйтесь, что полученная гремучая смесь не жахнула и ваши истории к высокой литературе отношения не имеют, а, как обычно, получились… эммм… конечные продукты метаболизма жирнохвостого тушканчика.
Почему так, разбираемся дальше: казалось бы, ну что в этом «перекрестке» такого, обычный авантюрный роман, а почему-то так жестко цепляет.
А фишечка проста: автор взял за основу сюжет о Спасителе. Который спустился (попал) в эту мрачную реальность, выжил, зажег в сердцах людей надежду и повел их за собой. Только библейский Спаситель умирает, чтобы воскреснуть и спасти людей. А у Гниловоза – свой Путь: чтобы спасти людей, ему, наоборот, нужно выжить в ледяном аду одиночества и спастись самому.
Продолжая мысль Славоя Жижека: «…Христос был рожден, чтобы быть распят, Чеширский Кот – чтобы воплотить свою улыбку…», по аналогии ГГ – чтобы попасть в ледяной ад с одним лишь пакетом мусора и стать Гниловозом.
В общем, если вы ожидаете обнаружить в этом произведении стайки щебечущих розовых пони, или, не к ночи будь упомянутых, котиков, вы будете изрядно огорчены, ничего уютного и пушистого вас тут не ждет.
Поэтому, кстати, читая «Перекресток одиночества» у меня порой закрадываются смутные сомнения, что именно Дем Михайлов и был тем единственным человеком, который успешно окончил курс Исаака Вайнберга.
Более того, я совершенно не знаю, что сообщили бы Добролюбов, Чернышевский и Писарев широким кругам русской интеллигенции после знакомства с «Перекрестком одиночества», но здесь, на АТ, – это мое самое любимое произведение, и плевать мне на мнение старых пердунов и прочих недалеких обзорщиков.
В заключение скажу так: я завидую. Я остро завидую главному герою, который попал в ледяное узилище, где нет людей, а за стеной – только Белое Безмолвие, ветер, снег и всё. Мне кажется, что именно таким и должен быть рай.
Моя оценка: 10 из 10 (Вайнберг же не обидится за высокую оценку своего лучшего и единственного ученика, я надеюсь?).
Рекомендую: читать и перечитывать всем, как минимум раз в полгода.
Автор: Фонд А. (оригинал рецензии по ссылке: https://author.today/review/310304)
Читать цикл на сайте АТ: https://author.today/work/series/4899
(всего в цикле написано 3 книги, цикл Не завершен)
Художник иллюстраций к циклу – Сергей Колесников.